Под знаком горностая

Есть красивая легенда про горностая. Она гласит, что этот зверек быстрее умрет, чем позволит запачкать свою белоснежную шубку. Горностай символизирует чистоту помыслов, непорочность, а иногда ассоциируется с правосудием. Именно поэтому эмблема с горностаем была распространена среди знати Британии и Франции. Именно поэтому аудиторская фирма «Слог-Аудит»; выбрала в качестве товарного знака изображение белоснежного горностая в синем круге.

Принципы горностая

— Уже при организации фирмы а это было в 1996 году, мы ставили во главу принцип «чистоты дела». — говорит директор фирмы Ольга Леонидовна Слотова. — А для этого просто необходимы: независимость. постоянное повышение квалификации сотрудниками, конфиденциальность, позитивность помыслов.

Последнее, надо заметить, имеет первостепенное значение в нынешних экономических условиях. Ведь, по словам академика Палия, в России выживает то предприятие, где руководитель оптимист, поскольку управление идет, как правило, на уровне интуиции. Ситуация эта не случайна. В период грандиозных реформ в стране в бизнес, особенно в малый, пришло многолюден, которые раньше ничем подобным позанимались. Кому-то захотелось разбогатеть, а кого-то ситуация вытолкнула с прежнего места работы.

В развитых странах процесс управления давно проводится системно. Там аудит определяется как процесс уменьшения информационного риска. Собственник предприятия приглашает там аудитора для того, чтобы не просто проверить достоверность бухучета, но орга низовать процесс, таким образом, чтобы бухгалтерия развивалась вместе с ростом бизнеса. Более того, чтобы бухгалтерия способствовала более эффективному развитию бизнеса. То есть аудит в данном случае перерастает в консалтинговые услуги. Вообще, специалисты «Слог-Аудита» предпочитают работать с «продвинутым» клиентом, стратегия которого — рост. Тогда появляется своего рода творчество аудитора, главного бухгалтера и руководителя.

Сейчас уже и у нас появляются такие фирмы. Появляются руководители, которые понимают, что бухгалтерский учет — это отображение в цифрах всей хозяйственной деятельности. И тут важен эффект свежего взгляда.

— Не так давно мы проводили полную аудиторскую проверку на одном предприятии, — говорит Ольга Слотова. — Руководитель там замечательный и учет поставлен неплохо. Но несколько отстает от более успешно работающих подразделений. Поэтому нас, собственно, и пригласили. И уже с первых дней проверки у нас появились вопросы, вроде бы и не связанные с бухгалтерией. К примеру, почему закупается много запчастей для транспортного цеха, ведется ли «история болезни» каждой единицы техники и т. п. Обсудили эти вопросы и выработали ряд мероприятий, позволивших существенно увеличить эффективность производства. Мы полностью отработали свои деньги и получили постоянного, заинтересованного клиента. Любопытно, что до встречи с нами он и не подозревал о некоторых услугах, которые ему требуются.

В сущности ситуация, когда бизнесмены не знают об услугах аудиторов, не редкость. Они часто вспоминают об их существовании лишь в том случае, когда нужно получить аудиторское заключение о деятельности фирмы по требованию государства или при получении инвестиций. Но не всегда они заинтересованы в полной проверке. Им нужно только заключение.

— Мы заключения не продаем, — говорят в «Слог-Аудите». — Мы проверяем достоверность учета. Документов от нашей фирмы без проверки не бывает, поскольку это противоречит нашему основному принципу, выраженному в товарном знаке. Ну как можно удостоверить то в чем не уверен? Поэтому мы даже подумываем о том, чтобы выставить на наш сайт объявление: «Аудиторских заключений без полной проверки бухучета не даем».

Заметим, что аудиторы могут вообще отказаться от работы. Даже если она сулит существенное вознаграждение. Так, в этом году отказ получила одна известная в России компания, попросившая представлять ее интересы и налоговом споре.

— Мы изучили документы и увидели, что оренбургский филиал этой фирмы использует схему минимизации налоговых отчислении, которая нам показалась сомнительной, —  говорит о причинах Ольга Леонидовна и добавляет: — Деловая репутация для нас значит куда больше, чем сиюминутная выгода!

Такая принципиальная позиция — избегать сомнительных сделок, заботясь о деловой репутации, — на первых порах не у всех находила поддержку. Еще бы! В то время когда многие «делают деньги» как только могут, Слотова завела речь о бизнесе чистыми руками! Однако люди стоявшие у истоков фирмы, в том числе учредитель Владимир Ильич Ушаков, много сделавший для становления «Слог-Аудита» тогдашний директор фирмы «Дрофа» Виктор Петрович Тонких, а также учитель и наставник Ольги Леонидовны Николай Максимович Гудов (человек, к сожалению, уже ушедший из жизни но оставивший добрый след в душе многих оренбуржцев) поняли устремления Слотовой, поверили и помогли.

Философия горностая

Фактически аудиторы изначально в основу деятельности заложили ряд серьезных западных стандартов. Когда фирма очень трепетно относится к своей деловой репутации (опять как горностай с то­варного знака). Такие отношения с деловыми партнерами, когда слово, да иное одним руководителем другому, значит куда больше, чем сотни бумажных договоров. Так, кстати, совершались сделки еще в царской России (вспомните честное слово купеческое, о котором писали классики русской литературы).

Замечательно, что на этих лучших традициях российского бизнеса воспитывается молодое поколение специалистов и старается всемерно поддержать реноме фирмы. Когда мы разговаривали с сотрудниками «Слог-Аудита», никто из них не смог припомнить случая, когда пришлось бы оправдываться перед клиентом, просить дополнительное время для завершения работы. Лишь однажды, проведя полный анализ работы предприятия, они не успели как следует оформить отчет.

Никто из сотрудников не ушел домой все были заняты общим делом. Даже водитель старался чем-то помочь, копировал документы, брошюровал... В пять утра выехали с двумя папками безукоризненно оформленного отчета. Встреча с клиентом была назначена на восемь утра... в Бузулуке. Водитель на сей раз безукоризненно выполнил собственные обязанности и доставил аудиторов минута в минуту.

Но главным инструментом в работе специалистов фирмы следует назвать знания, а сам бизнес интеллектуальным. Только досконально зная бухгалтерию, а также налоговое и бюджетное законодательство, тенденции их развития, можно «ставить» бухучет на много лет вперед. Естественно, приходится постоянно учиться, обмени­ваться опытом с коллегами.

Для постоянного повышения квалификации на фирме делают еженедельные обзоры нормативных актов, посещают обучающие и психологические бизнес-тренинги.

Обучение же сотрудников ориентировано в основном на Москву.

— Я ничего плохого не могу сказать в адрес местного образования, — говорит Ольга Леонидовна. — Более того, несколько наших сотрудников преподают в Оренбургском территориальном институте профессиональных бухгалтеров и Оренбургском государственном аграрном университете, но в Москве совсем иные масштабы. И все передовые методы работы появляются именно в столице. Так, самые тесные связи у нас с центром повышения квалификации при Московском государственном университете, где прошли и проходят обучение практически все сотрудники «Слог-Аудита».

При этом на фирме прекрасно понимают, что недостаточно только получить знания и хранить их как царь Кощей из известной пушкинской сказки. Нужно передавать их другим, и в этом случае придут новые знания.

Поэтому «Слог-Аудит» уже давно проводит семинары и «круглые столы» для коллег-бухгалтеров, составляют бизнес-планы, оказывают услуги по подписке на лучшие экономические журналы и книги. Это, кстати, уже дает результат Поскольку фирма может предложить не только аудит, но и сопутствующие ему услуги. Идея же самого комплексного подхода родилась еще в 1997 году. Тогда, при проверке деятельности ЗАО «Стимул», ее руководитель попросил провести еще и оценку имущества.

Надо отметить, что фирма работает на перспективу, с опережением. К примеру, с 2004 года банки и общества, имеющие дочерние структуры, переходят на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Затем в несколько этапов то же самое предстоит и предприятиям остальных форм собственности. «Слог-Аудит» готовится к этому, настраивает на перемены своих клиентов, а директор фирмы в ноябре уже прошла курсы по этой теме в МГУ.

С целью развития группа компаний «Слог-Аудит» является членом Торгово-промышленной палаты, членом Аудиторской палаты России, некоммерческого партнерства «Ассоциация аудиторов Уральского региона», Союза промышленников и предпринимателей, корпоративным членом Института профессиональных бухгалтеров России, представителем Международного центра финансово-экономического развития.

Сама Ольга Леонидовна в 2000 году победила в конкурсе «Лучший бухгалтер России». Через год получила международный сертификат «Воок-кеерег»; и была включена в состав российской бухгалтерской элиты. В прошлом же году ей был вручен диплом лауреата «Лучший бухгалтер России-2003». Она является членом Вольного экономического общества России, действительным членом Института профессиональных бухгалтеров России, членом международной общественной организации «Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество».

В целом философия бизнеса чистыми руками или, образно говоря, философия горностая, Оценена по достоинству в области и в стране. Товарный знак «Слог-Аудита» стал лауреатом первого областного конкурса товарных знаков и теперь примет участие в региональном этапе всероссийского конкурса «Золотник». В этом году фирме «Слог-Аудит» были вручены диплом и памятный знак победителя ежегодного областного конкурса «Лучшее предприятие Оренбуржья». А по итогам первого полугодия 2004 года фирма вошла в число сорока пяти лучших аудиторских компаний Уральского региона. Единственная из всех аудиторских фирм Оренбургской области…

Журнал «Оренбургский край» за последний квартал 2004 г.