Три секрета бизнес-леди

Кто вам сказал, что аудитор — профессия женская?

Это раньше во времена плановой экономики и сберкасс за счетами и калькуляторами сидели почти исключительно представительницы прекрасной половины человечества. А посмотрите на нынешних банковских служащих. Это, как правило, мужчины, обремененные большими финансовыми заботами, вечно ищущие баланс между прибылью и налоговым органом, несущие на себе груз ответственности за вполне реальные деньги своих клиентов. Разве такие ежедневные психологические нагрузки и постоянно возникающие стрессовые ситуации под силу выдержать хрупким женским плечам? Оказывается — под силу! Я понял это, познакомившись с хозяйкой и генеральным директором оренбургской аудиторской компании «Слог-Аудит» Ольгой Леонидовной Слотовой и ее беспокойным хозяйством.

Знакомясь с возможностями современной деловой женщины, я попросил Ольгу Леонидовну поделиться секретами выживаемости частных фирм, подобных ее «Слог-Аудиту». Теми секретами, которые могут очень пригодиться другим бизнес-леди, либо тем леди, которые только еще собираются заняться бизнесом.


Секрет первый: сделай для клиента хотя бы на один процент больше запланированного

Что обозначается термином «аудит» в понимании обыкновенного нормального человека, не обремененного познаниями в экономике? Что-то связанное то ли с бухгалтерией, то ли с налоговой инспекцией, то ли с внутренними проверками на предприятии. В своей голове я объединил все эти понятия в одно и получилось, что аудит — это внутренняя проверка бухгалтерской деятельности предприятия перед тем, как фирму должны посетить представители налоговых служб. «Верно?» — поинтересовался я у Ольги Леонидовны. И получил в ответ улыбку вместе с сожалением, что некоторые наши предприниматели тоже придерживаются подобного мнения. То есть, предполагая возможные налоговые проверки, время от времени обращаются к аудиторам, что называется, «подчистить хвосты», утвердиться в правильно составленной документации по своевременным налоговым выплатам. А разве функции аудиторов не ограничиваются подобным контролем? Оказывается, нет.

Представьте себе фирму, владелец которой по какой-то причине засомневался в нанятом им на работу директоре. Бухгалтерия, конечно, в порядке, но вот прибыли отчего-то нет. Как аккуратно проверить свой менеджмент? Как определить его работоспособность? Для этого нужен, как минимум, независимый финансовый эксперт. А если директор засомневался в своем главбухе? А если небольшой коллектив «фирмачей-практиков» просто физически не успевает освоить новые законы, новые формы налогообложения, новую отчетность и так далее? А принимать на работу дополнительных юристов или экономистов просто смысла нет.

Конечно, Министерство по налогам и сборам чуть ли не каждый год упрощает правила ведения налогового учета среди мелких частных фирм. Однако для, предпринимателей такое «упрощение» правил оборачивается необходимостью вникать в постоянные новшества. А возможности вникать подчас и нет. Во всех подобных случаях и владельцы крупных производств, и мелкие частники стараются обратиться за помощью к специалистам-аудиторам.

Фирм, проводящих аудиторские проверки, сегодня немало даже в нашем, по всем меркам провинциальном, городе. И в любой из них, разумеется, будут рады оказать помощь любому новому клиенту. Однако «Слог-Аудит» сразу стал работать на перспективу. Мало провести проверку — надо определить для клиента пути получения наибольшей прибыли. Мало выдать заключение по соответствию выплаченных налогов современному налоговому законодательству, необходимо объяснить предпринимателю, какая форма налогообложения будет для него наиболее рациональна. Ольга Леонидовна вспомнила, как на первом же этапе работы ее аудиторы стали «вести» фирмы, обратившиеся за помощью, давать советы руководителям, информировать бухгалтеров о нововведениях. «А главное, в чем мы тогда выигрывали перед другими, это в стремлении сделать чуть больше, чем рассчитывает клиент. Может быть, потому мы; и удержались на рынке аудиторских услуг, несмотря на хорошую конкурентную борьбу и дефолт 98-го».

Секрет второй: кадры выращивай сам

«Слог-Аудит» был создан ровно семь лет тому назад, как раз перед международным женским днем. Быть может, поэтому, а может, потому, что деятельность фирмы разворачивала именно хозяйка, а не хозяин, коллектив, в основном, подобрался женский. До сих пор мужской состав здесь крайне немногочислен. При этом кадровая ставка делалась на молодежь. Почему? Ольга Леонидовна только пожимает плечами, — а почему бы и нет? Молодые специалисты — наиболее обучаемы. У них, как правило, есть желание продвинуться по карьерной лестнице, приобрести дополнительные знания, опыт. Опыт, кстати, должен приобретаться в процессе работы, качеством которой всегда проконтролирует руководитель. Он и поможет, подскажет, если что-то «не пойдет». Молодежь, как правило, легка на подъем, то есть в командировки по области едет охотно. А фирма при этом приобретает новых клиентов из дальних районов. Бывали случаи, когда сотрудники компании начинали было возмущаться, дескать, мы — специалисты компьютерной бухгалтерии, а не ревизоры основных фондов. На что следовал категоричный совет руководителя: если привык работать в офисе, подбери себе другое место. На этом споры и разногласия обычно заканчивались. Зато в обязательном порядке с самого начала работы фирмы была введена система обязательной учебы. Еженедельной. По субботам сотрудники фирмы были обязаны собраться на очередное заседание Аудиторского клуба, чтобы уяснить новые для себя законы, постановления, правила и так далее. И не только в плане экономическом, но и в юридическом. Конечно, Ольга Леонидовна призналась в том, что требовала от своих аудиторов многого, но при этом и отдача была соразмерна требованиям. Зато проводимые несколько раз в году выездные заседания «Круглого стола», то есть учеба не только для своих сотрудников, но и для некоторых постоянных клиентов компании, компенсировали молодым аудиторам все потраченные субботы. Выездная учеба обычно совмещалась с активным отдыхом: то в Анапе, то в Тольятти, словом, в интересных местах.

— Неужели все это время вам приходилось в одиночку обучать и воспитывать своих сотрудников? — поинтересовался я.

— Нет, конечно, — Ольга Леонидовна удивилась поставленному вопросу. — Что бы я делала без своего заместителя, Ларисы Николаевны! Да было время, когда она вообще исполняла обязанности генерального директора в течение долгого времени (мне приходилось работать параллельно). А это очень не просто. Нет, я считаю, что с сотрудниками мне всегда везло.

Обидно было хозяйке фирмы, когда получившие хороший опыт, научившиеся работать сотрудники уходили делать карьеру в другие компании. Но тут уж ничего не поделаешь, раз сама настраивала молодежь на карьерный рост.

Секрет третий: клиент должен быть «продвинутым»!

Глядя на работоспособность сотрудников этой фирмы, уже не удивляешься, узнавая, что, например, за семь лет работы их клиентами стали более четырехсот фирм и предприятий. Причем каждое шестое так и осталось в ранге постоянного клиента. Да и как не стать постоянным таким крупным предприятиям, как, например, «Концерн Оренбургмолоко», Кувандыкский элеватор, группа компаний «Кречет» или «Ореана», если им на протяжении всего года необходим постоянный аудит и советы сторонних наблюдателей. Вот и приходится «вести» такие предприятия от баланса к балансу.

Может быть, аудиторы так и должны постепенно «врастать» в структуры своих клиентов? Вовсе нет. Множество довольно известных в Оренбурге подобных контор довольствуются в отношениях с клиентом разовым подходом. Это значительно упрощает сами отношения.

Мои сомнения развеяла Ольга Николаевна Кудряшова, генеральный директор ОАО «Оренбургшвеймех», одного из постоянных клиентов фирмы. «Проще работать с одними, — объяснила она. — С теми, кому удается находить равновесие по отношению налоговая — аудит. А то ревизоров много, а вот консультативные услуги от аудиторов не всегда получишь. Эти же не только проверяют, но и объясняют, как, например, исправить свою ошибку».

Я вспомнил, как Ольга Леонидовна рассказывала о своих клиентах. По ее словам выходила, что постоянными становятся, как правило, «продвинутые» клиенты, то есть такие фирмы, чьи руководители стремятся получить рекомендации, если хотите, расчеты на будущее. Те, кому интересно рассчитать перспективу развития своего производства или бизнеса с точки зрения получения наибольшей прибыли. Те, кто хотел бы обезопасить себя от проблем в хозяйственной деятельности предприятия в дальнейшем. Но ведь такие «продвинутые» клиенты не появляются вдруг. Насколько мне удавалось заметить, руководителя крупного предприятия еще надо убедить в его «продвинутости».

Возможно, кому-то из наших читателей успех этой небольшой частной фирмы может показаться не вполне типичным. В конце концов, есть и солидные банки, которыми управляют женщины, есть множество незаметных, скромных, но, тем не менее, незаменимых бухгалтеров и экономистов, представительниц лучшей половины человечества. Почему я решил рассказать именно об этой фирме и ее хозяйке? Вероятно, потому что посчитал: именно такой должна быть современная «деловая женщина» в нашей России. Согласитесь, что создать в середине девяностых в российской провинции частную компанию по обслуживанию среднего и малого бизнеса, а затем еще и выжить в наших рыночных условиях, борясь со всеми дефолтами и неплатежами — совсем не просто. Не каждый сильный мужчина выдержит подобное испытание.

Константин Артемьев,
Газета «Труд-7 в Оренбурге», 13 марта 2003 года