Умение мыслить

Проблемы решает образование

Проблема в том, что за какие-то десять двадцать лет многие люди не в состоянии изменить привычки, впитанные с молоко: матери. Возникает так называемая инертность в сознании. Она выражается в стремлении достаточно большой части населения жить категориями прошлой эпохи и, как следствие, по-старому строить производство, по-старому лечит больных, по-старому учить молодежь.

Все это становится источником серьезных проблем, как в обычной жизни, так и в организации бизнеса. К примеру, старшее поколение прекрасно помнит госзаказы плановой экономики. Когда ее перевели на рыночные рельсы, многие «капитаны производств» продолжали выпускать продукцию, за которую некому было платить! В результате — тысячи банкротов.

Аналогичные эксцессы, хоть и более тонко происходят и ныне. Выражаются они в том, что десятки перспективных региональных предприятий переходят под контроль московских, санкт-петербургских, екатеринбургских хозяев, которые вовремя изучили механизмы современного рынка.

Как правило, это был путь проб и ошибок сопряженный с принятием нестандартны: решений на уровне интуиции. Меж тем для построения долгосрочной стратегической линии в бизнесе нужны фундаментальные знания. И если человек живет в Москве, то шансы получить хорошее образование существенно возрастают. На сегодня в России прекрасные экономические знания можно получить в Государственном институте управления, в Высшей школе управления и в МГУ. А что делать тем, кто работает в глубинке?

Оказывается, выход есть — Международные центр финансово-экономического развита (МЦФЭР), представителем которого в Оренбуржье является известная аудиторская фирма «Слог-аудит».

Корпоративная политика аудиторов.

Собственно, обучение в фирме «Слог-аудит» изначально было возведено в ранг корпоративной политики. Здесь имеется разработанный на год график индивидуального повышение квалификации (ориентированный на столицу) Проводятся корпоративные тренинги с привлечением ведущих бизнес-тренеров.

- Надо признать, что оренбургские вузы не учат аудиту в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, - говорит директор фирмы Ольга Леонидовна Слотова. – Мы судим об этом по конечному продукту образования, то есть по выпускникам, которые приходят к нам. К сожалению, они оторваны от жизни. В университетах будущим аудиторам часть предметов дают мало, часть плохо, а есть и такие дисциплины которые им вообще не дают!

В качестве примера Ольга Леонидовна приводит психологию поведения с клиентом. Аудитор изначально защищает формирующийся у нас класс собственников. Естественно, что наемные менеджер и главный бухгалтер не радуются его появлению, поскольку фактически это означает проверку их работы с возможными негативными последствиями. Вот тут-то аудитору необходимо проявить искусство общения.

Необычайную важность в современном бизнесе приобретает английский язык - язык международного бизнеса. Однако подавля­ющее большинство выпускников местных ву­зов могут сказать, что они читают и переводят со словарем.

- Россия вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО), - говорит директор «Слог-аудита». – Следовательно, мы должны свободно понимать тот язык, на котором ведет­ся современный бизнес. Хотя бы потому, что в российских стандартах до сих пор нет таких понятий делового мира, как активы, собс­твенность, капитал или они не соответствуют общепринятым. Финансовая отчетность тоже существенно отличается от российской систе­мы. Студенты же этого просто не знают. И такая ситуация не только по нашему профилю. Пото­му-то в лингвистическую школу The Alexander School, где занимаются мои сотрудники, ходит много студентов различных специальностей. Их цель - пополнить свои языковые знания. У нас есть определенный языковой барьер, который придется ликвидировать, если мы хотим войти в мировую систему бизнеса.

Но главный недостаток в региональном образовании - это оторванность от реальной жизни. Ведь нашим преподавателям зачастую запрещено заниматься реальным бизнесом. Поэтому они имеют о нем лишь теоретическое представление. Соответственно и студенты, приходящие на практику, не могут сообразить, что от них требует предприниматель. Практиканты же чувствуют свою невостребованность, и заинтересованность в учебе резко снижается. А нет заинтересованности - нет и знаний! Именно для того, чтобы восполнить пробелы в базовом образовании, крупные компании, такие как «Оренбургэнерго», ОРМЕТО-ЮУМЗ, «Уральская сталь», создают свои учебные центры.

Что касается сотрудников «Слог-аудита», то они постоянно повышают квалификацию. Тон во всем задает их директор - Ольга Леонидовна Слотова. Она первая (и единственная!) в Оренбуржье получила диплом ведущей бухгалтерской организации в мире АССА на право оставления и проверки отчетности по международным стандартам. То есть, с учетом мнения британских профессоров, директор «Слог-аудита» может работать в любой точке мира. Однако она не только остается верной родному Оренбуржью, но и стремится в максимальной мере (по-другому она просто не умеет) пропагандировать современные знания. Так, в течение семи лет фирма «Слог-аудит» проводила круглые столы для коллег-бухгалтеров, распространяла специальную литературу, организовывала тренинги для фирм-партнеров, обучение руководителей производств в центре повышения квалификации МЦФР. Именно этот опыт стал решающим, когда Международный центр финансово-экономического развития (МЦФР) выбирал партнера в Оренбурге.

В Москве хорошо, а дома лучше!

Система обучения в Международном центре финансово-экономического развития опирается на самые передовые технологии. Здесь ведущие специалисты страны беседуют со слушателями, находящимися на расстоянии сотен и тысяч километров, с помощью современного спутника связи в режиме реального времени. Причем связь двусторонняя. То есть из любого города России лектору можно задать вопрос (его передаст в Москву по Интернету служба технического обеспечения) и через десять-пятнадцать минут получить исчерпывающий ответ.

Чтобы понять, как происходит обучение, лучше все увидеть воочию. Для этого Ольга Леонидовна пригласила журналистов на одно из девяти занятий Всероссийского кадрового конгресса. Здесь наиболее рельефно демонстрировалась разница между традиционным подходом к комплектации предприятия кадрами и современными методами работы.

К примеру, большинство из нас представляет труд «кадровика» лишь на уровне заполнения трудовых книжек. Обычно этим зани­мается кто-нибудь из сотрудников в возрасте. В современном же бизнесе это позавчерашний день. Сейчас на предприятии существуют уже не «кадровики», а менеджеры по работе с пер­соналом. Они при знакомстве с новым человеком стремятся понять, где именно конкретный человек принесет больше всего пользы фирме. Причем делают это с помощью тестов, сводящих к минимуму влияние человеческого фактора со стороны проверяющего.

Особо выделяются люди, которые не пред­ставляют своей жизни без обучения и приме­нения полученных знаний. Организовать для них обучающие семинары с наименьшими расходами для предприятий - первейшая забота кадровой службы. Иногда менеджеру по работе с персоналом приходится в какой-то степени выступать в роли сотрудника службы безопасности речь идет о тех ситуациях, когда хорошего специалиста пытаются переманить конкуренты. Значит, его нужно вовремя заинтересовать высокой зарплатой, создать условия для передачи знаний молодежи. Есть так­же приемы работы с кадрами в кризисные для бизнеса периоды. Так что пройти такое обуче­ние стоит хотя бы для того, чтобы не наступать на наши знаменитые грабли.

Разумеется, для этого можно поехать в Москву. Однако группы там формируются достаточно быстро - за месяц-полтора до начала семинара. К тому же, по мнению психологов, воздействие на слушателя, сидящего на занятиях далее пяти метров от преподавателя, теряется. Таким образом, целесообразнее воспользоваться услугами «Слог-аудита».

Семинары здесь стоят на десять процентов дешевле, чем в столице (подарок МЦФЭР к десятилетию фирмы). К тому же нет необходимости тратить средства на транспорт и проживание в столице, что сейчас также имеет большое значение. Можно выбрать такой график обучения (МЦФЭР проводит более 20 семинаров в месяц), чтобы совместить обучение с работой. Это особенно ценно для малого и среднего бизнеса, а также для бюджетных организаций (в деятельности последних, по словам Ольги Леонидовны, после перехода на новые стандарты учета произошла «маленькая революция»).

И вряд ли можно назвать случайностью, что лидером среди тридцати городов России в трансляции обучающих программ стал даже не областной центр, а расположенный недалеко от нас Магнитогорск. Оренбург пока отстает. Надо полагать, что только пока. Ведь знания и методики, предлагаемые Международным центром финансово-экономического развития, уверены специалисты «Слог-аудита», просто уникальны Они не только учат тому, как строить современный бизнес, но и, фактически, открывают пути достижения экономической независимости регионов через независимость местного делового мира. Так что в недалеком будущем, надо полагать, фирме Ольги Слотовой придется серьезно поработать не только по своему прямому профилю, но и перестраивая вместе с московскими партнерами экономическое сознание бизнесменов–оренбуржцев, способствовать процветанию всего Оренбургского края.

Умение мыслить (Оренбург, 26 июнь)
Вначале были знания (Оренбургский край, 2005.4)